Понедельник, 12.04.2021, 09:48
   Панаевская школа-интернат
        Официальный сайт. Наш адрес: 629707, ЯНАО, Ямальский р-н, с. Панаевск, ул. Обская, д. 6.
        Тел/факс: +7(34996) 21137, email: 89096ps@mail.ru

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа



Календарь
«  Апрель 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930


 Роль семьи в развитии творческих способностей детей

Роль семьи в развитии творческих способностей детей
“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.»   Б.Асафьев
По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нём: «Познай самого себя». Это высказывание в полной мере относится к проблеме способностей. Как только человек начинает осознавать себя, выделять как личность из окружающего мира, перед ним встают важные жизненные вопросы: «кто я?», «в чём моё предназначение?», «на что я способен?». 
Что же такое способности? Это такие свойства личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности. Специалисты расходятся в своём мнении по поводу происхождения и развития способностей: одни считают, что способности даны человеку от природы, а воспитание и обучение лишь способствуют их развитию  в течение жизни человека. Другая группа учёных уверена, что все дети рождаются с одинаковыми возможностями, а способности – результат обучения и усилий преподавателей, родителей, воспитателей. Существует и третье мнение: и врождённые возможности (задатки),  и влияние среды одинаково важны для развития и проявления способностей.
Считается, что каждый здоровый ребёнок имеет от природы все способности, чтобы овладеть любым делом, любой профессией до среднего уровня.
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремлённые творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребёнка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.
Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно происходить в детстве. Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий. Они реализовали себя через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих.  Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки. Однако стоит  отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребёнка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.
Зачем нужно развивать творческие способности?
Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются всё более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.
Пожалуй, каждому родителю хотелось бы, что бы его ребенок вырос творческой личностью. 
Что такое творческие способности?
Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:
стремление к познанию;
умение познавать новое;
живость ума;
умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
стремление к открытиям;
умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
свободное воображение;
фантазия и интуиция, в результате,  которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.
К счастью, творческие способности не врожденный дар, а очень полезное и крайне необходимое приобретение. И  развивать творческие способности надо с детства. Что же надо, чтобы творческие способности ребенка развивались и позволили  ребенку стать гармоничным и развитым человеком? Для  развития творческих способностей  необходимо, чтобы ребенок получил возможность заниматься разными видами деятельности: рисование, спорт, музыка, пение, чтение книг и придумывание сказок, театральные постановки, игра на музыкальных инструментах, конструирование – все эти занятия  позволяют ребенку найти себя и развить свои творческие способности. Но не только это. Все мы знаем, что наш мозг работает неравномерно. Способности ребенка во многом зависят от того, какое полушарие мозга наиболее развито.  У правшей преобладает левое полушарие мозга.  Такой человек хорошо оперирует символами, у него развито логическое мышление, ему  легко доступны абстрактные понятия, хорошо рассуждает и легко справляется с точными науками.  У левшей  же, наоборот, очень хорошо развито правое полушарие, которое воспринимает мир целиком через чувства, эмоции и образы.  У них хорошо развиты способности к танцам, музыке, рисованию.
Мы можем развивать полушария мозга и за счет этого повышать потенциал ребенка и взрослого тоже. Развивая полушарие, которое неактивно,  мы расширяем  возможности ребенка, развиваем его способности сразу во всех направлениях. Причем, развивать  и синхронизировать полушария мозга можно в любом возрасте. К слову, упражнения для синхронизации полушарий  носят игровой характер. Дети воспринимают их как веселую игру, а взрослые, как забаву. Если мы подключаем в работу нерабочую руку ребенка, то уже включаем второе полушарие мозга. Попробуйте сами помешать кашу нерабочей рукой. Неудобно? Но если Вы будете хотя бы иногда проделывать это, то со временем рука привыкнет и станет работать лучше. А это значит, что второе полушарие мозга активизировалось и включило дополнительные ресурсы. Такие  упражнения не только активизируют нерабочее полушарие мозга и синхронизируют работу обоих полушарий, но и активизируют внимание, память ребенка.
С чего начать?
Прежде всего, родителю нужно измениться самому, для развития творческого потенциала ребенка. Современные взрослые не умеют играть, фантазировать, как ребенок, они стараются выглядеть серьезными,  боятся нарушить социальные правила поведения. Однако, прекрасные терапевтические средства, которые могут дать возможность отдохнуть, расслабиться, вдохновиться – это игра, творчество, свободный полет фантазии.
Консервативность, скованность и чрезмерная серьезность родителей – не лучшие помощники для развития творческих способностей ребенка. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребёнком, веселитесь, нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка. Это не только поможет вам сблизиться с вашим ребёнком и будет способствовать его развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс. Сочиняйте вместе с ребёнком сказки, стихотворения, придумывайте несуществующих животных и растений – поддерживайте его творческую инициативу.
Для развития творческих способностей необходимо создание условий и главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.
 Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
По мнению известно психолога К.Роджерса, дети утоляют свое любопытство, свою неуёмную энергию с помощью интереса. А если его нет у человека, жизнь его становится скучной, радость собственного существования уходит. Нередко родители, имеющие детей среднего и старшего школьного возраста, замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, он становится  умнее, получает всё больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей – не позволить ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить.                                 
Как развивать творческие способности?
Творческие способности имеют свои составляющие. Учитывая их,  психологи определили  основные направления в развитии творческих способностей детей:
1)Развитие воображения. Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. 
2) Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.
Слайды 7-8 
Существует много игр и упражнений для развития творческих способностей детей, которые можно найти в Интернете, различных методических пособиях.  Примеры некоторых вы видите на слайде. 
Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:
Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся неудобными или «за гранью».
Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. 
Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
Помогайте ребенку... порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить  открытие.
Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.
Родителям необходимо внимательно прислушиваться к вопросам ребенка, отмечать, чем ребенок предпочитает заниматься, следить за его естественными интересами. Нет ничего хуже родительской фразы: «Ты задаешь слишком много вопросов!». Важно развивать у ребенка самые различные интересы.  Задача взрослых, стремящихся развить в ребенке его творческий потенциал, реализовать его творческие способности, достаточно трудна. И если родители с помощью педагогов постараются создать ребенку возможности для развития творческих способностей, окажут необходимую помощь и эмоциональную поддержку, эта задача может быть решена достаточно успешно.
И в заключение, хочу привести  пример из практики московского психолога Елены Шевченко. Вот что она рассказывает. 
Однажды мы были в гостях у наших знакомых – мама и дочка 11-ти лет. Девочка нарисовала что-то и показала маме. Мама отреагировала на творчество дочери так: «Ерунда какая-то». Это было сказано абсолютно спокойно, без неприятия или раздражения. Мама просто выразила свою первую искреннюю реакцию. Мне стало интересно, как отреагирует дочь.  Девочка же абсолютно спокойно ушла в свою комнату и продолжила там рисовать. При разговоре с мамой, оказалось, что это была ее небольшая провокация, ей было важно, как отреагирует дочь.
Она спросила ребенка: Тебе не обидно?
Дочь (удивленно): От чего?
Мама: Что мне не понравился твой рисунок.
Дочь: И что? Мне- то он нравится!
Для меня как для мамы и для психолога, это был очень важный диалог.
Как же важно это внутреннее осознавание ребенком своего права рисовать/ петь/ танцевать/быть/  так, как хочется, и как нравится ему самому! А не для того, чтобы понравиться маме, папе, бабушке, учительнице и т.д.
Это ощущение — самый главный залог способности творить, отдавать что-то в мир из себя, из своей подлинной внутренней правды, не ожидая ответа, похвалы, благодарности и т.д. Просто делать что-то, потому что всеми фибрами души, всем своим телом хочешь  делать именно это.  Как  солнце…оно просто светит, и иначе не может.
И эту способность ребенка быть ориентиром для себя самого и опираться на свои чувства, желания и мнение, именно мы можем сформировать в нем. Для этого нужно, когда ребенок еще маленький, безусловно принимать всё, что он делает. Не обязательно восхищаться и хвалить, это скорее во вред. Просто не критиковать, не поучать, не стараться улучшить (пока не ребенок не попросит помощи сам) и не сравнивать с другими. И тогда, повзрослев, он спокойно отнесется к критике или иному мнению.

 

Copyright MyCorp © 2021
Поиск
 
Избранное
Сведения об ОО
МИНПРОС РФ
Классному руководителю
ПИТАНИЕ
Обучение
Сетевой Город. Образование
ДО Ямальский район
Доступ к ЦОР




Государственные услуги














 

Архив записей
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0