Суббота, 06.03.2021, 10:16
   Панаевская школа-интернат
        Официальный сайт. Наш адрес: 629707, ЯНАО, Ямальский р-н, с. Панаевск, ул. Обская, д. 6.
        Тел/факс: +7(34996) 21137, email: 89096ps@mail.ru

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа



Календарь
«  Март 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031


 Положение о рабочей программе по учебному предмету

Главная >> Сведения об образовательной организации >> 3. Документы >> Положения и Регламенты >> Положение о рабочей программе


Рассмотрено на заседании                    Cкачать в PDF (321.44Kb)
педагогического совета                 
Протокол №1 от 28.08.2015 г.                                  
УТВЕРЖДАЮ                             
Директор "Панаевской школы-интерната"                        
Е.В. Дубникова ____________

                    «03» сентября  2015 г.

Приказ  № 261-од  от  03.09.2015

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о рабочей программе по учебному предмету (курсу)  педагога
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат»

I. Общие положения
1.1.    Настоящее Положение разработано в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ,  Типовым положением об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении") (с последующими изменениями), Федеральными  государственными образовательными стандартами  начального  и основного общего образования (Приказ МО РФ от 06.10.2009 г. №373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897) (с последующими изменениями),  Уставом МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ.
1.2.    Настоящее Положение является нормативным документом, определяющим порядок разработки и утверждения рабочей программы педагога;
1.3.    Программа – документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по конкретному предмету учебного плана образовательного учреждения;
1.4.    Рабочая  программа по учебному предмету или курсу (курсу дополнительного образования) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины, основывающийся на федеральном государственном образовательном стандарте начального и/или государственном образовательном стандарте начального общего, основного общего, среднего  образования, примерной или авторской программе по учебному предмету (образовательной области);
1.5.    Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).
1.6.    Задачи программы:
•    обеспечить практическую реализацию требований федеральных государственных образовательных стандартов начального образования и/или государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования при изучении конкретного предмета (курса);
•    конкретизировать содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
1.7.    Функции рабочей программы:
•    нормативная – программа  является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
•    целеполагания - программа определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
•    определения содержания образования -  фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
•    процессуальная - определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
•    оценочная - выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки достижения результатов обучающимися.
1.8.    Рабочая программа по учебному предмету - локальный (созданный для данного ОУ) и индивидуальный (разработанный учителем проект собственной педагогической деятельности)  документ, определяющий пути реализации им целей ГОС (ФГОС) с учетом индивидуальных особенностей обучающихся данного класса. Содержание рабочей программы корректируется педагогом «под класс» каждый год;
II. Порядок разработки рабочей программы по учебному предмету
2.1.    Основными принципами разработки рабочих программ учебных предметов являются:
•    преемственность содержания обучения школьников  по годам и ступеням образования в школе;
•    оптимальное распределение учебного материала по годам обучения, обеспечивающее достижение требований государственных образовательных стандартов на каждой ступени общего образования;
•    принципы профильного обучения на ступени старшей школы.   
2.2.    Рабочие программы учебных предметов, входящих в учебный план  Панаевской школы-интерната, разрабатываются на основе примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, или в качестве рабочих программ принимаются авторские программы, опубликованные в учебно-методических комплексах различных систем обучения, прошедших внутреннюю и внешнюю экспертизы;
2.3.    Каждый педагог разрабатывает рабочую программу по своему предмету на основе прописанной в Положении структуры.

III.   Содержание  рабочей программы по учебному предмету
3.1.    Рабочая программа  раскрывает:
•    роль и значение соответствующей учебной дисциплины в реализации государственных образовательных стандартов,
•    важнейшие мировоззренческие идеи и категории, подлежащие усвоению на конкретной содержательной основе (обязательный минимум содержания образования);
•    объем и содержание умений и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся (требования к уровню подготовки обучающихся);
•    объем и содержание общеучебных умений и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся   в ходе  изучения данного предмета);
•    объем и содержание ключевых компетенций, формирование которых обеспечивает данная дисциплина;
•    основные формы творческой деятельности, необходимые для успешной работы будущего выпускника,
•    характер учебно-познавательных проблем и задач, способствующих формированию компетенций  выпускника.
3.2.    Рабочая программа  учитывает:
•    целевые ориентиры и ценностные основания  современного российского образования;
•    целевые ориентиры,  ценности,  особенности, направления развития Панаевской школы-интерната;
•    состояние здоровья обучающихся класса;
•    уровень способностей обучаемых детей и качество их учебных достижений;
•    возможности педагога;
•    состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения  Панаевской школы-интерната.
3.3.    Содержание и реализация рабочей программы  удовлетворяет следующим требованиям:
•    четко определено место и роль данной дисциплины в овладении обучающимися знаниями, умениями и навыками в соответствии с государственным  образовательным стандартом  по соответствующему предмету;
•    установлены и конкретизированы на этой основе учебные цели и  задачи изучения предмета;
•    своевременно отражаются в содержании образования результаты развития науки, техники, культуры и производства, других сфер человеческой деятельности, связанные с данной учебной  дисциплиной,  за  период,  прошедший с разработки Примерной учебной программы.
•    учтён  региональный компонент образования путем усиления профессиональной направленности  образовательного  процесса,  отражена специфика  и  потребности  региона;
•    определены межпредметные связи, согласовано содержание и устранено дублирование изучаемого материала с другими дисциплинами учебного плана Панаевской школы-интерната;
•    оптимально для данного класса  распределено учебное время по разделам и темам  курса:
•    определены наиболее эффективные виды  и формы занятий в зависимости от особенностей содержания и специфики класса,
•    продуманы возможности  использования современных  технологий обучения,  в том числе информационно-коммуникационных, и инновационные подходы к решению образовательных проблем;
•    спланирована организация самостоятельной  работы учащихся;
•    продумано полноценное обеспечение образовательного процесса учебной литературой и дидактическими материалами;
•    отражена деятельность учителя по развитию познавательной активности обучаемых,  развитию их  творческих  способностей,  исследовательских умений и навыков;
•    продумана работа по формированию общеучебных умений и навыков,  ключевых компетенций обучающихся;
•    рабочая программа оформлена в соответствии с требованиями к делопроизводству.

IV. Структура рабочей программы по учебному предмету
4.1.     Рабочие учебные программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
•    титульный лист
•    8 обязательных разделов:
1) пояснительную записку;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5)  содержание учебного предмета, курса в соответствии с содержанием типовых, примерных, экспериментальных, авторских учебных программ;
6) тематическое планирование
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (описание материально-технического обеспечения образовательного процесса; Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету; перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ по предмету)
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

4.1. На титульном листе указывается:
•    полное и краткое наименование образовательного учреждения;
•    грифы «принятия», «согласования» и «утверждения»;
•    название Программы (предмет, курс);
•    адресность (класс или ступень обучения, или возраст обучающихся);
•    сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория, звание);
•    год составления Программы. (Приложение 1);
4.2.    Пояснительная записка содержит:
-   ссылку на источники, на основе которых составлена рабочая программа;
-    кому адресована программа: вид (общеобразовательная, лицей, гимназия) образовательной организации и определение класса обучающихся

-    на основании какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана рабочая учебная программа;
-    конкретизируются общие цели начального, основного или среднего общего образования с учётом специфики учебного предмета
4.3. Общая характеристика учебного предмета/курса содержит;
-    соответствие рабочей программы ФГОС/ ГОС начального общего, основного общего, среднего  образования;
-    обоснованность необходимости разработки и значимости рабочей программы;
-    обоснованность новизны, значимость программы (внесенные изменения в рабочую программу и их обоснования);
-    объект изучения предмета в школе;
-    цель изучения предмета в школе;
-    цели и задачи изучения предмета конкретном классе.
4.4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
-    уровень изучения учебного предмета;
-    описание строится на основе анализа учебного плана образовательной организации;
-    место, роль предмета в обучении;
-    описание учебника.
4.5. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса:
-    в разделе отражаются основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;
-    конечная система знаний, способов деятельности;
-    перечень формируемых умений и навыков, способов деятельности;
-    перечень проблем, которые ученики должны научиться решать. Требования к уровню усвоения учебного материала должны быть не ниже требований, сформулированных в государственном образовательном стандарте;
-    требования к результатам обучения следует отразить по рубрикам: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
-    эти требования отразить в форме готовности ученика: знания о…, освоение…, владение…, умение осознанно использовать…, осознание…, овладение…, понимание…, иметь представление, иметь сформированное убеждение…, сформированное представление… и т.д.
-   формулировка выносится из примерной или авторской программы и полностью соответствует элементам содержания основных дидактических единиц программы;
-    указываются межпредметные связи;
-    даётся информация о современных образовательных технологиях, применяемых педагогом для достижения планируемых результатов;
-    указываются формы и средства контроля (тест, составление сложного плана и простого плана к тексту, сочинение, составление рассказа по сюжетным картинкам и т.п.);
-    даётся ссылка на виды контроля (промежуточный, итоговый);
4.6. Содержание учебного предмета/курса;
пример оформления (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
4.7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; создаётся в табличной форме, содержит: №, наименование раздела, темы, кол. часов
    пример оформления (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
4.8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса включает представление информации по учебно-методическому  и информационному обеспечению образовательного процесса, а также информационно – коммуникативные средства, соответствующему тому или иному учебному предмету/курсу. Список литературы содержит указание на источники информации для обучающихся, для учителя, мультимедийные пособия. Можно включить в данный раздел перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету; перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ по предмету.
4.9. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (ЗУНы, ключевые компетенции):
    указание на то, что обучающийся должен на конец учебного года знать/понимать, уметь, использовать приобретённые знания и умения на практике и/или какими компетенциями владеть.
пример оформления (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

V. Структура рабочей программы по учебному предмету, курсу (в рамках ФГОС)
5.1. Программы отдельных учебных предметов,  курсов должны содержать:
•    Титульный лист
•    8 обязательных разделов:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
6) содержание учебного предмета, курса в соответствии с содержанием типовых, примерных, экспериментальных, авторских учебных программ;
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
8) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (описание материально-технического обеспечения образовательного процесса; перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету; перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ по предмету)
5.2.  На титульном листе указывается:
•    полное и краткое наименование образовательного учреждения;
•    грифы «принятия», «согласования» и «утверждения»;
•    название Программы (предмет, курс);
•    адресность (класс или ступень обучения, или возраст обучающихся);
•    сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория, звание);
•    год составления Программы. (Приложение 1);
5.3. Пояснительная записка содержит:
-    ссылку на источники, на основе которых составлена рабочая программа;
-    кому адресована программа: вид (общеобразовательная, лицей, гимназия) образовательной организации и определение класса обучающихся;
-    на основании какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана рабочая учебная программа;
-    конкретизируются общие цели начального, основного или среднего общего образования с учётом специфики учебного предмета
5.4. Общая характеристика учебного предмета/курса содержит;
-    соответствие рабочей программы ФГОС/ ГОС начального общего, основного общего, среднего  образования;
-    обоснованность необходимости разработки и значимости рабочей программы;
-    обоснованность новизны, значимость программы (внесенные изменения в рабочую программу и их обоснования);
-    объект изучения предмета в школе;
-     цель изучения предмета в школе;
-    цели и задачи изучения предмета конкретном классе.
5.5. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
-    уровень изучения учебного предмета;
-    описание строится на основе анализа учебного плана образовательной организации;
-    место, роль предмета в обучении;
-    описание учебника.
5.6. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета рассматривается через «призму» изучения учебных предметов/курсов, обеспечивающих появление ценностных ориентиров у  школьников.
5.7. Особое внимание при создании рабочих программ уделяется личностным, метапредметным и предметным результатам освоения конкретного учебного предмета/курса, представленным в Планируемых результатах начального общего образования.
5.8. Содержание учебного предмета, курса.
пример оформления (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

5.9. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; создаётся в табличной форме, содержит: №, наименование раздела, темы, кол. часов, виды деятельности ученика
    пример оформления (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

5.10. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса включает представление информации по учебно-методическому  и информационному обеспечению образовательного процесса, а также информационно – коммуникативные средства, соответствующему тому или иному учебному предмету/курсу. Список литературы содержит указание на источники информации для обучающихся, для учителя, мультимедийные пособия. Можно включить в данный раздел перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету; перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ по предмету..

6. Оформление рабочей программы
6.1. Текст программы набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст;
6.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения

7.Утверждение рабочей программы
7.1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года  приказом директора образовательного учреждения.
7.2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:
•     рассмотрение и рекомендацию Программы на заседании предметного методического объединения;
•    принятие методическим Советом школы-интерната
•    получение экспертного заключения (согласования) у заместителя директора по МР.  Допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов.
7.3. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
7.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора и утверждены директором.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец оформления титульного листа

Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
(МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО»

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
методическим объединением учителей

гуманитарного цикла
Протокол от «___»_______________2013г.
 №____
Руководитель _________
И.Г. Бакулина

ПРИНЯТО
методическим Советом
Протокол от «___»____________2013г.
 № ____
Председатель             _________Т.А. Ничкова

 СОГЛАСОВАНО
Заместитель  директора школы - интерната по МР
______         Т.А. Ничкова
«____»_____________2013 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________Е.В. Дубникова
«___»_______________2013 г.
Приказ «___»__________2013 г.
№ ____

    
  
Рабочая программа
Литература
5а  класс

        Составитель:
Иванов Иван Иванович,
учитель русского языка и литературы, I КК


ИЛИ

Рабочая программа
 Литература
5в  специальный (коррекционный) класс VII вида
        
Составитель:
Иванов Иван Иванович,
учитель русского языка и литературы, I КК

 

с. Панаевск, 2013

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

пример оформления раздела «Содержание учебного предмета/курса»

Устное народное творчество (7+2РР)
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

пример оформления раздела «Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса»
Речевая деятельность
Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; опреде¬лять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять про¬стой план.
Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учеб¬ные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочи¬танного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.
и т.д.

пример оформления ключевых компетенций
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в __________ классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для ____ класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

пример оформления  раздела «Содержание учебного предмета, курса» (ФГОС)

Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
Обучающийся научится:
•    использовать термины: «Сказка», «Виды сказок», «Постоянные эпитеты»,  «Гипербола», «Сказочные формулы», «Вариативность народных сказок», «Сравнение»;
Обучающийся получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Наименование раздела, темы

Кол. часов

 

 

1.1

Введение. Книга в жизни человека.

1

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

пример оформления раздела «Тематическое планирование» (ФГОС)      

 

Наименование раздела, темы

Кол. часов

Виды деятельности ученика

 

 

1. Введение (1 час)

 

1.1

Введение. Книга в жизни человека.

1

Выразительно читают, отвечают на вопросы, участвуют в беседе

Высказываются о роли книги в жизни человека; о строении книги

Апеллируют основными понятиями

Знакомятся с особенностями работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации)

 

2. Устное народное творчество  (7+2РР)

 

 

 

 

 

Copyright MyCorp © 2021
Поиск
 
Избранное
Сведения об ОО
МИНПРОС РФ
Классному руководителю
ПИТАНИЕ
Обучение
Сетевой Город. Образование
ДО Ямальский район
Доступ к ЦОР




Государственные услуги














 

Архив записей
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0