Главная >> Сведения об образовательной организации >> 3. Документы >> Положения и Регламенты >> Положение о рабочей программе
Рассмотрено на заседании Cкачать в PDF (321.44Kb)
педагогического совета
Протокол №1 от 28.08.2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор "Панаевской школы-интерната"
Е.В. Дубникова ____________
«03» сентября 2015 г.
Приказ № 261-од от 03.09.2015
ПОЛОЖЕНИЕ
о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат»
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении") (с последующими изменениями), Федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования (Приказ МО РФ от 06.10.2009 г. №373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897) (с последующими изменениями), Уставом МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ.
1.2. Настоящее Положение является нормативным документом, определяющим порядок разработки и утверждения рабочей программы педагога;
1.3. Программа – документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по конкретному предмету учебного плана образовательного учреждения;
1.4. Рабочая программа по учебному предмету или курсу (курсу дополнительного образования) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины, основывающийся на федеральном государственном образовательном стандарте начального и/или государственном образовательном стандарте начального общего, основного общего, среднего образования, примерной или авторской программе по учебному предмету (образовательной области);
1.5. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).
1.6. Задачи программы:
• обеспечить практическую реализацию требований федеральных государственных образовательных стандартов начального образования и/или государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования при изучении конкретного предмета (курса);
• конкретизировать содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
1.7. Функции рабочей программы:
• нормативная – программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
• целеполагания - программа определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
• определения содержания образования - фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
• процессуальная - определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
• оценочная - выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки достижения результатов обучающимися.
1.8. Рабочая программа по учебному предмету - локальный (созданный для данного ОУ) и индивидуальный (разработанный учителем проект собственной педагогической деятельности) документ, определяющий пути реализации им целей ГОС (ФГОС) с учетом индивидуальных особенностей обучающихся данного класса. Содержание рабочей программы корректируется педагогом «под класс» каждый год;
II. Порядок разработки рабочей программы по учебному предмету
2.1. Основными принципами разработки рабочих программ учебных предметов являются:
• преемственность содержания обучения школьников по годам и ступеням образования в школе;
• оптимальное распределение учебного материала по годам обучения, обеспечивающее достижение требований государственных образовательных стандартов на каждой ступени общего образования;
• принципы профильного обучения на ступени старшей школы.
2.2. Рабочие программы учебных предметов, входящих в учебный план Панаевской школы-интерната, разрабатываются на основе примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, или в качестве рабочих программ принимаются авторские программы, опубликованные в учебно-методических комплексах различных систем обучения, прошедших внутреннюю и внешнюю экспертизы;
2.3. Каждый педагог разрабатывает рабочую программу по своему предмету на основе прописанной в Положении структуры.
III. Содержание рабочей программы по учебному предмету
3.1. Рабочая программа раскрывает:
• роль и значение соответствующей учебной дисциплины в реализации государственных образовательных стандартов,
• важнейшие мировоззренческие идеи и категории, подлежащие усвоению на конкретной содержательной основе (обязательный минимум содержания образования);
• объем и содержание умений и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся (требования к уровню подготовки обучающихся);
• объем и содержание общеучебных умений и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся в ходе изучения данного предмета);
• объем и содержание ключевых компетенций, формирование которых обеспечивает данная дисциплина;
• основные формы творческой деятельности, необходимые для успешной работы будущего выпускника,
• характер учебно-познавательных проблем и задач, способствующих формированию компетенций выпускника.
3.2. Рабочая программа учитывает:
• целевые ориентиры и ценностные основания современного российского образования;
• целевые ориентиры, ценности, особенности, направления развития Панаевской школы-интерната;
• состояние здоровья обучающихся класса;
• уровень способностей обучаемых детей и качество их учебных достижений;
• возможности педагога;
• состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения Панаевской школы-интерната.
3.3. Содержание и реализация рабочей программы удовлетворяет следующим требованиям:
• четко определено место и роль данной дисциплины в овладении обучающимися знаниями, умениями и навыками в соответствии с государственным образовательным стандартом по соответствующему предмету;
• установлены и конкретизированы на этой основе учебные цели и задачи изучения предмета;
• своевременно отражаются в содержании образования результаты развития науки, техники, культуры и производства, других сфер человеческой деятельности, связанные с данной учебной дисциплиной, за период, прошедший с разработки Примерной учебной программы.
• учтён региональный компонент образования путем усиления профессиональной направленности образовательного процесса, отражена специфика и потребности региона;
• определены межпредметные связи, согласовано содержание и устранено дублирование изучаемого материала с другими дисциплинами учебного плана Панаевской школы-интерната;
• оптимально для данного класса распределено учебное время по разделам и темам курса:
• определены наиболее эффективные виды и формы занятий в зависимости от особенностей содержания и специфики класса,
• продуманы возможности использования современных технологий обучения, в том числе информационно-коммуникационных, и инновационные подходы к решению образовательных проблем;
• спланирована организация самостоятельной работы учащихся;
• продумано полноценное обеспечение образовательного процесса учебной литературой и дидактическими материалами;
• отражена деятельность учителя по развитию познавательной активности обучаемых, развитию их творческих способностей, исследовательских умений и навыков;
• продумана работа по формированию общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций обучающихся;
• рабочая программа оформлена в соответствии с требованиями к делопроизводству.
IV. Структура рабочей программы по учебному предмету
4.1. Рабочие учебные программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
• титульный лист
• 8 обязательных разделов:
1) пояснительную записку;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса в соответствии с содержанием типовых, примерных, экспериментальных, авторских учебных программ;
6) тематическое планирование
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (описание материально-технического обеспечения образовательного процесса; Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету; перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ по предмету)
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
4.1. На титульном листе указывается:
• полное и краткое наименование образовательного учреждения;
• грифы «принятия», «согласования» и «утверждения»;
• название Программы (предмет, курс);
• адресность (класс или ступень обучения, или возраст обучающихся);
• сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория, звание);
• год составления Программы. (Приложение 1);
4.2. Пояснительная записка содержит:
- ссылку на источники, на основе которых составлена рабочая программа;
- кому адресована программа: вид (общеобразовательная, лицей, гимназия) образовательной организации и определение класса обучающихся
- на основании какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана рабочая учебная программа;
- конкретизируются общие цели начального, основного или среднего общего образования с учётом специфики учебного предмета
4.3. Общая характеристика учебного предмета/курса содержит;
- соответствие рабочей программы ФГОС/ ГОС начального общего, основного общего, среднего образования;
- обоснованность необходимости разработки и значимости рабочей программы;
- обоснованность новизны, значимость программы (внесенные изменения в рабочую программу и их обоснования);
- объект изучения предмета в школе;
- цель изучения предмета в школе;
- цели и задачи изучения предмета конкретном классе.
4.4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
- уровень изучения учебного предмета;
- описание строится на основе анализа учебного плана образовательной организации;
- место, роль предмета в обучении;
- описание учебника.
4.5. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса:
- в разделе отражаются основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;
- конечная система знаний, способов деятельности;
- перечень формируемых умений и навыков, способов деятельности;
- перечень проблем, которые ученики должны научиться решать. Требования к уровню усвоения учебного материала должны быть не ниже требований, сформулированных в государственном образовательном стандарте;
- требования к результатам обучения следует отразить по рубрикам: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
- эти требования отразить в форме готовности ученика: знания о…, освоение…, владение…, умение осознанно использовать…, осознание…, овладение…, понимание…, иметь представление, иметь сформированное убеждение…, сформированное представление… и т.д.
- формулировка выносится из примерной или авторской программы и полностью соответствует элементам содержания основных дидактических единиц программы;
- указываются межпредметные связи;
- даётся информация о современных образовательных технологиях, применяемых педагогом для достижения планируемых результатов;
- указываются формы и средства контроля (тест, составление сложного плана и простого плана к тексту, сочинение, составление рассказа по сюжетным картинкам и т.п.);
- даётся ссылка на виды контроля (промежуточный, итоговый);
4.6. Содержание учебного предмета/курса;
пример оформления (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
4.7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; создаётся в табличной форме, содержит: №, наименование раздела, темы, кол. часов
пример оформления (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
4.8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса включает представление информации по учебно-методическому и информационному обеспечению образовательного процесса, а также информационно – коммуникативные средства, соответствующему тому или иному учебному предмету/курсу. Список литературы содержит указание на источники информации для обучающихся, для учителя, мультимедийные пособия. Можно включить в данный раздел перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету; перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ по предмету.
4.9. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (ЗУНы, ключевые компетенции):
указание на то, что обучающийся должен на конец учебного года знать/понимать, уметь, использовать приобретённые знания и умения на практике и/или какими компетенциями владеть.
пример оформления (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
V. Структура рабочей программы по учебному предмету, курсу (в рамках ФГОС)
5.1. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
• Титульный лист
• 8 обязательных разделов:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
6) содержание учебного предмета, курса в соответствии с содержанием типовых, примерных, экспериментальных, авторских учебных программ;
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
8) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (описание материально-технического обеспечения образовательного процесса; перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету; перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ по предмету)
5.2. На титульном листе указывается:
• полное и краткое наименование образовательного учреждения;
• грифы «принятия», «согласования» и «утверждения»;
• название Программы (предмет, курс);
• адресность (класс или ступень обучения, или возраст обучающихся);
• сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория, звание);
• год составления Программы. (Приложение 1);
5.3. Пояснительная записка содержит:
- ссылку на источники, на основе которых составлена рабочая программа;
- кому адресована программа: вид (общеобразовательная, лицей, гимназия) образовательной организации и определение класса обучающихся;
- на основании какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана рабочая учебная программа;
- конкретизируются общие цели начального, основного или среднего общего образования с учётом специфики учебного предмета
5.4. Общая характеристика учебного предмета/курса содержит;
- соответствие рабочей программы ФГОС/ ГОС начального общего, основного общего, среднего образования;
- обоснованность необходимости разработки и значимости рабочей программы;
- обоснованность новизны, значимость программы (внесенные изменения в рабочую программу и их обоснования);
- объект изучения предмета в школе;
- цель изучения предмета в школе;
- цели и задачи изучения предмета конкретном классе.
5.5. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
- уровень изучения учебного предмета;
- описание строится на основе анализа учебного плана образовательной организации;
- место, роль предмета в обучении;
- описание учебника.
5.6. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета рассматривается через «призму» изучения учебных предметов/курсов, обеспечивающих появление ценностных ориентиров у школьников.
5.7. Особое внимание при создании рабочих программ уделяется личностным, метапредметным и предметным результатам освоения конкретного учебного предмета/курса, представленным в Планируемых результатах начального общего образования.
5.8. Содержание учебного предмета, курса.
пример оформления (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
5.9. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; создаётся в табличной форме, содержит: №, наименование раздела, темы, кол. часов, виды деятельности ученика
пример оформления (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
5.10. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса включает представление информации по учебно-методическому и информационному обеспечению образовательного процесса, а также информационно – коммуникативные средства, соответствующему тому или иному учебному предмету/курсу. Список литературы содержит указание на источники информации для обучающихся, для учителя, мультимедийные пособия. Можно включить в данный раздел перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету; перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ по предмету..
6. Оформление рабочей программы
6.1. Текст программы набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст;
6.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения
7.Утверждение рабочей программы
7.1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года приказом директора образовательного учреждения.
7.2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:
• рассмотрение и рекомендацию Программы на заседании предметного методического объединения;
• принятие методическим Советом школы-интерната
• получение экспертного заключения (согласования) у заместителя директора по МР. Допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов.
7.3. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
7.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора и утверждены директором.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Образец оформления титульного листа
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
(МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО»
РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
методическим объединением учителей
гуманитарного цикла
Протокол от «___»_______________2013г.
№____
Руководитель _________
И.Г. Бакулина
|
ПРИНЯТО
методическим Советом
Протокол от «___»____________2013г.
№ ____
Председатель _________Т.А. Ничкова
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора школы - интерната по МР
______ Т.А. Ничкова
«____»_____________2013 г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________Е.В. Дубникова
«___»_______________2013 г.
Приказ «___»__________2013 г.
№ ____
|
Рабочая программа
Литература
5а класс
Составитель:
Иванов Иван Иванович,
учитель русского языка и литературы, I КК
ИЛИ
Рабочая программа
Литература
5в специальный (коррекционный) класс VII вида
Составитель:
Иванов Иван Иванович,
учитель русского языка и литературы, I КК
с. Панаевск, 2013
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
пример оформления раздела «Содержание учебного предмета/курса»
Устное народное творчество (7+2РР)
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
пример оформления раздела «Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса»
Речевая деятельность
Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; опреде¬лять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять про¬стой план.
Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учеб¬ные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочи¬танного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.
и т.д.
пример оформления ключевых компетенций
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в __________ классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для ____ класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
пример оформления раздела «Содержание учебного предмета, курса» (ФГОС)
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
Обучающийся научится:
• использовать термины: «Сказка», «Виды сказок», «Постоянные эпитеты», «Гипербола», «Сказочные формулы», «Вариативность народных сказок», «Сравнение»;
Обучающийся получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
№
|
Наименование раздела, темы
|
Кол. часов
|
|
|
1.1
|
Введение. Книга в жизни человека.
|
1
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
пример оформления раздела «Тематическое планирование» (ФГОС)
№
|
Наименование раздела, темы
|
Кол. часов
|
Виды деятельности ученика
|
|
|
1. Введение (1 час)
|
|
1.1
|
Введение. Книга в жизни человека.
|
1
|
Выразительно читают, отвечают на вопросы, участвуют в беседе
Высказываются о роли книги в жизни человека; о строении книги
Апеллируют основными понятиями
Знакомятся с особенностями работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации)
|
|
2. Устное народное творчество (7+2РР)
|
|
|