Среда, 12.05.2021, 06:05
   Панаевская школа-интернат
        Официальный сайт. Наш адрес: 629707, ЯНАО, Ямальский р-н, с. Панаевск, ул. Обская, д. 6.
        Тел/факс: +7(34996) 21137, email: 89096ps@mail.ru

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа



Календарь
«  Май 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31


 Подростковая депрессия: особенности, причины, помощь

Главная >> Страница психолога >> Родителям >> Подростковая депрессия: особенности, причины, помощь


                      

«Подростковая депрессия: особенности, причины, помощь»

От того, насколько крепка наша нервная система, насколько готова к различного рода неожиданностям, зависит нервно-психи­ческое здоровье. Труднее всего в этом отношении детям. Высшие отделы нервной системы ребенка еще не сформированы, защит­ные механизмы коры головного мозга несовершенны, поэтому легко может наступить срыв, развиться невроз. Неправильные приемы воспитания, стрессовые ситуации, игнорирование родителями и педагогами возможности нервного срыва у ребенка при перенапряжении  часто приводят к печальным результатам. Печальный пример тому недавние события, которые произошли в московской школе №263.

Ошибки в воспитании и переоценка психических возмож­ностей ребенка — одни из основных причин детских неврозов и депрессии. Однако они не результат какого-либо злого умыс­ла. В большинстве случаев они совершаются потому, что взрос­лые не пытаются разобраться в причинах того или иного по­ступка ребенка, не знают его возрастных особенностей.

С возрастом у детей меняются мотивы поведения, их отно­шение к миру, к сверстникам, к родителям. И от того, смогут ли взрослые увидеть эти перемены, понять изменения, происходя­щие в ребенке, будет зависеть тот положительный эмоциональ­ный контакт, который является основой нервно-психического здоровья детей.

Подростковая депрессия — сложное, коварное и опасное явление. Коварное потому, что трудно распознается. Опасное потому, что может привести ребенка к трагедии.

Депрессию у подростков трудно распознать даже специа­листам. Так, в начальной стадии подросток ведет себя как обычно, никаких внешних признаков депрессии не наблюдается. Но зная ребенка, родители могут обратить внимание на изменения в его настроении, поведении.  Это легкая степень депрессии.

Средняя степень депрессии характеризуется тем, что разго­вор подростка чрезмерно эмоционален. Волнуют его такие темы, как смерть, болезни.

Депрессию у подростков трудно распознать потому, что они умело ее скрывают. Никому и в голову не придет, что он беско­нечно несчастлив. Такую маску подростки надевают в присут­ствии посторонних людей.

Настроение ребенка — один из показателей его психиче­ского состояния. Понаблюдайте за подростком в тот момент, когда он уверен, что его никто не видит. Вы обнаружите, как меняется выражение его лица, какой у него грустный или  несча­стный вид. Но как только он замечает, что кто-то на него смот­рит, печаль тут же прячется под улыбкой.

Симптомы подростковой депрессии

Ухудшение внимания. В легкой степени подростковой деп­рессии характерно ухудшение внимания. Подросток не может подолгу фиксировать свое внимание на какой-либо теме. Его мысли перескакивают с одного на другое, и он все более отвле­кается. Об ухудшении внимания можно судить по тому, как ребенок делает домашние задания. Сконцентрироваться на ра­боте ему все труднее и труднее, и кажется, что чем больше он старается, тем хуже у него получается.

Грезы наяву. Ухудшение внимания влияет на поведение подростка в классе. Сначала он какое-то время способен скон­центрироваться на работе. Но если депрессия прогрессирует и внимание ухудшается, то подросток все меньше будет способен концентрироваться на работе. Мысли его где-то витают. Он погружается в мечты. В этом случае учителю легче, чем кому-либо другому, выявить депрессию. Но, к сожалению, грезы на­яву часто принимаются за лень или неуважение к учителю.

Однако один или два отдельно взятых признака еще не позво­ляют точно оценить состояние подростка.

Тоска. Тоску могут чувствовать все люди. В нормальном состоянии тоску ощущают, как правило, в течение часа или двух, иногда в течение целого дня или вечера, в редких случаях даже в течение двух дней. Но когда тоска не отпускает подростка несколько дней, это уже не нормально и должно стать сигналом о том, что с ребенком происходит что-то неладное. Мало что беспокоит так сильно, как затяжная тоска, особенно в младшем подростковом возрасте. Это состояние обычно проявляется в том, что подросток хочет быть один. Он проводит время, лежа на кровати, мечтая и слушая музыку. Впавший в такое состояние подросток теряет интерес ко всему: к спорту, к друзьям, к учебе.

Соматическая депрессия. Когда подросток переходит в ста­дию средней степени депрессии, он начинает страдать от того, что называют соматической депрессией, т. е. ее симптомы про­являются на чисто физическом уровне. Например, подросток начинает испытывать физическую боль: в нижнем отделе грудины или головные боли. Это вторичное проявление депрессии.

Уход в себя. В этом состоянии подросток отдаляется от сверстников и не просто избегает их, а отгораживается от них своей враждебностью, грубостью и неприветливостью, застав­ляя  их отвернуться от него. На этой стадии душевная и физическая боль подрост­ка может усиливаться и временами быть просто нестерпимой, и он уже не в состоянии выносить ее. Отчаяние настолько овла­девает им, что он начинает искать хоть какой-нибудь выход.

Опасные последствия подростковой депрессии

Когда подросток, находясь в средней или сильной степени депрессии, доходит до того, что не может больше выдерживать ее, он старается предпринять что-либо, чтобы облегчить свое горе и страдания. Более всего удивительно то, что даже на этой стадии подросток едва ли осознает, что он находится в депрессии. Его способность не признаваться в этом даже себе, поистине неверо­ятна. Поэтому-то депрессия практически не заметна для окру­жающих до тех пор, пока не случается трагедия. Действия под­ростка в этой ситуации называются «выходом из депрессии».

Таких выходов из депрессии довольно много. Мальчики могут начать воровать, лгать, драться. Опасность возбуждает нервную систему и в какой-то мере облегчает боль. Девочки довольно часто пытаются выйти из этого состояния, вступая в половые связи. Еще один способ выхода из депрессии. Самый страшный - суицид. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Как помочь подростку

  • Надо научиться быть чутким и внимательным к ребенку.

  • Знать причины возникновения депрессии.

  • Подростку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, специалистов, к которым можно обратиться.

     Психологической службой школы-интерната ведется профилактическая работа по данному направлению.  Так, ежегодно проводится диагностика депрессивного состояния обучающихся 7-11 классов. С детьми, у которых диагностирован повышенный уровень депрессии,  проводится индивидуальная работа, с родителями – индивидуальные консультации. Отслеживается психическое состояние обучающихся в период адаптации в среднем звене, обучающихся специальных (коррекционных) классов. Ведётся работа с родителями.

 За I полугодие этого учебного года мною проведены родительские собрания по темам:

1. «Первый раз – в первый класс»

2. «Как развивать чувство ответственности в детях»

3. «О психологической готовности детей к школе»

4. «Воспитаем вместе»

5. «Ваш ребенок – пятиклассник. Как помочь адаптироваться»

6.  Тренинги детско-родительских отношений «Мы вместе!»  в начальных классах

8. «Школа, семья и психическое здоровье подростков»

9. «Возрастные особенности шестиклассников»

10. «Переходный возраст: особенности контакта с подростками»

С обучающимися проведены  тренинговые, занятия, классные часы:

  1.  «Нам счастье не сулит обида чья-то» (6-е классы);

  2. «Жизненные ценности, или на Что потратить жизнь» (7-е классы)

  3. «Пути решения конфликтов» (8-е  классы)

  4. «Мой учебный стиль» (10 класс)

  5. Тренинг «Учимся взаимопониманию» (7а  класс)

  6.  «Выбор профессии-дело серьезное» (9, 11 классы)

     Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ценность ее зависит от того, что мы туда бросаем. Чувства отчуждённости, покинутости, вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Сам ребенок – не беспомощная «соломинка на ветру», которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не столько от опыта и знаний взрослых, но и от их умения чувствовать и догадываться. Так давайте чувствовать, догадываться и любить своих детей! Для любви человек рождается, и она побеждает всё.

ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД

Copyright MyCorp © 2021
Поиск
 
Избранное
Сведения об ОО
МИНПРОС РФ
Классному руководителю
ПИТАНИЕ
Обучение
Сетевой Город. Образование
ДО Ямальский район
Доступ к ЦОР




Государственные услуги














 

Архив записей
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0