Пятница, 14.05.2021, 05:30
   Панаевская школа-интернат
        Официальный сайт. Наш адрес: 629707, ЯНАО, Ямальский р-н, с. Панаевск, ул. Обская, д. 6.
        Тел/факс: +7(34996) 21137, email: 89096ps@mail.ru

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа



Календарь
«  Май 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31


 Основные модели в профилактике злоупотребления ПАВ

Главная >> Страница психолога >> Педагогам >> Основные модели в профилактике злоупотребления ПАВ


Основные модели в профилактике злоупотребления ПАВ. Формы и методы антинаркотической профилактической работы с несовершеннолетними
(Материалы предоставлены Государственным автономным учреждением дополнитель-ного профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Региональ-ный институт развития образования» Центр открытого образования. Методические рекомендации для организации мероприятий по профилактике немедицинского потребле-ния обучающимися наркотических средств и психотропных веществ. Салехард, 2016).

Антинаркотическая профилактика для детей и молодежи — это не обсуждение вредности отдаленных печальных последствий курения, алкоголизма и наркомании, не запугивание их страшными сюжетами, а помощь в освоении навыков эффективной соци-альной адаптации - умения общаться, строить свои отношения со сверстниками и взрос-лыми, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование у детей и молодежи культуры здоровья  - понима-ния ценности здоровья и здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья позволяет человеку понять, чем для него опасно знакомство с наркотиком или ПАВ.
Система профилактической деятельности среди обучающихся в настоящее время находится в стадии становления. Внедрение профилактических программ и проектов в молодежной среде в основном инициируется заинтересованными структурами здраво-охранения и образовательными учреждениями. Однако системный подход в оценке эф-фективности в должной мере не осуществляется. Именно поэтому система профилактиче-ской деятельности продолжает оставаться наиболее уязвимым местом.
Существуют некоторые особенности и тенденции детской, подростковой и юношеской наркомании сегодня в России:
-    увеличение объемов реализации наркотических веществ на рынке и их доступ-ность;
-    значительное расширение ассортимента наркотиков и алкогольных напитков;
-    высокий темп развития наркомании, особенно детской и подростковой, тенденция к «омоложению» – более раннему возрасту, в котором начинается употребление наркотических веществ;
-    широкая доступность так называемых «вовлекающих» наркотиков и включение их в молодежную субкультуру, что обеспечивает снижение «порога страха» перед их применением, существование налаженной системы вовлечения детей и подростков в употребление наркотиков;
-    неграмотность и противоречивость профилактической информации,  часто приво-дящей к прямо противоположному эффекту;
-    все возрастающий страх взрослых и стремление дистанцироваться, уйти от про-блем подростковой и юношеской наркомании и наркоманов, переложить все ее решение на правоохранительные органы;
-    тенденции решать проблемы наркомании путем культурно-массовых мероприятий и одноразовых кампаний.
Патологическим детское поведение становится, когда реакции распространяются за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, если они сопровождаются невротическими расстройствами и если затрудняют или нарушают социальную адапта-цию.
Различные формы поведения подростков представляют собой варианты преодоления стресса. Употребление психоактивных веществ является одной из наиболее распростра-ненных в современной жизни.
Как показывают многочисленные исследования ученых, аддиктивная стратегия взаи-модействия с действительностью приобретает в настоящее время все большие масштабы. Сложившаяся в нашем обществе традиция бороться с последствиями не решает проблему должным образом. Борьба с последствиями требует огромных затрат: физических, мо-ральных, финансовых. Само по себе избавление от алкогольной или наркотической зави-симости еще не означает полного исцеления. К сожалению, недооценивается разруши-тельный характер общих для всех видов аддиктивного поведения механизмов, в основе которых лежит стремление к уходу от реальности. Эти механизмы не исчезают со снятием зависимости. Избавившись от одной зависимости, человек может оказаться во власти другой, потому что неизменными остаются способы взаимодействия со средой. Молодое поколение заимствует эти образцы. Образуется замкнутый круг, выйти из которого очень непросто. Детское аддиктивное поведение - явление довольно распространенное.
-    В 80-е годы прошлого века появился термин «копинг» - процесс конструктивного приспособления, в результате которого конкретное лицо оказывается в состоянии справиться с предъявленными требованиями таким образом, что трудности пре-одолеваются, и возникает чувство роста собственных возможностей, а это, в свою очередь, ведет к положительной самооценке.
-    Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский на основе своих исследований копинг-поведения подростков разработали  теоретические модели профилактики: модель активного адаптивного функционального копинг-поведения, модель псевдоадаптивного дис-функционального копинг-поведения, модель   пассивного дисфункционального копинг-поведения.
-    Модель активного адаптивного функционального копинг-поведения предполагает сбалансированное использование соответствующих возрасту копинг-стратегий с преобладанием активных стратегий, направленных на разрешение проблем и по-иск социальной поддержки, преобладание мотивации на достижение успеха над мотивацией избегания неудач, готовность к активному противостоянию среде. Психологический фон для преодоления стресса обеспечивают следующие лич-ностно-средовые копинг-ресурсы: позитивная Я-концепция, развитость восприя-тия социальной поддержки, интернальный локус контроля над средой, эмпатия и аффилиация, относительно низкая чувствительность к отвержению, наличие эф-фективной социальной поддержки.
-    Модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения  характеризует-ся сочетанием в использовании как пассивных, так и активных базисных копинг-стратегий, базисной копинг-стратегии поиска социальной поддержки в качестве ведущей;  повышенным удельным весом стратегий, не соответствующих возрасту; дефицитом навыков активного использования стратегии разрешения проблем и заменой ее на копинг-стратегию избегания и фармакологический механизм реали-зации данной стратегии. Наблюдается неустойчивость,  есть колебания потребно-стей то на достижение успеха, то на избегание неудачи. Низкая эффективность блока личностно-средовых копинг-ресурсов: неустойчивая, негативная, искажен-ная Я-концепция; низкий уровень восприятия социальной поддержки; неустойчи-вый, низкий уровень интернальности; относительно высокое развитие эмпатии и аффилиации, отсутствие расхождения между реальными и идеальными компонен-тами самооценки.
Модели пассивного, дисфункционального копинг-поведения свойственно преобладание пассивных копинг-стратегий над активными, дефицитом социальных навыков разрешения проблем, интенсивным использованием детских копинг–стратегий, не соответствующих возрасту. В качестве ведущей используется копинг - стратегия “избегание”. Преобладает мотивация избегания неудачи. Неготовность к активному противостоянию среде, подчиненность ей; негативное отношение к проблеме, оценка ее как угрозы; псевдокомпенсаторный, защитный характер поведения, отсутствие направленности на стрессор, как причину психоэмоционального напряжения.  
Подводя итог вышесказанному,  можно выделить следующие особенности подросткового периода, которые являются группой факторов риска в формировании аддиктивного пове-дения:
-    повышенный эгоцентризм;
-    тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторите-тов;
-    стремление к неизвестному, рискованному;
-    обостренная страсть к взрослению;
-    стремление к независимости и отрыву от семьи;
-    незрелость нравственных убеждений;
-    болезненное реагирование на пубертатные изменения и события, неспособность при-нять свою формирующуюся сексуальность;
-    склонность преувеличивать степень сложности проблем;
-     негативная или несформированная Я-концепция;
-    гипертрофированные поведенческие реакции: эмансипации, группирования, увлечения, сексуальные, детские (отказ от контактов, игр, пищи, имитация, компенсация и гиперкомпенсация) и др.

Формы и методы антинаркотической профилактической работы
с несовершеннолетними
Для работы с подростками рекомендуется использовать групповые методы. Участ-вуя в групповых формах, подросток учится:
-    устанавливать доверительные отношения со сверстниками;
-    преодолевать конфликты, жизненные трудности безопасными путями;
-    чувствовать эмоциональное состояние другого человека;
-    раскрывать свои индивидуальные и творческие возможности,
-    действовать в критических ситуациях, сотрудничать, работая в коллективе.
Групповые методы помогают детскому коллективу:
-    создать зону эмоционального комфорта;
-    установить доверительную, дружелюбную атмосферу;
-    найти каждому свое место в группе сверстников.
Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно: когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс обучения, а сам процесс становится легче и интереснее.
Существует так называемая «пирамида познания», которая показывает, что чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается участниками. (Приложение).
Чем активнее форма передачи информации, чем активнее вовлечены в этот процесс слушатели, чем больше каналов восприятия задействовано в процессе обучения, тем выше уровень усвоения знании, приобретения навыков, овладения умениями, формирования отношении, установок, мотивов к деятельности.
Лекция наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации не-ограниченному количеству слушателей. Лекция позволяет обеспечить целостность и ло-гичность изложения, сжато дать информацию о проблеме. Недостатком этого метода яв-ляется то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя. Во время чтения лекций трудно учесть потребности, мнения, чувства слушателей и степень их готовности к восприятию информации; невозможно развить какой-либо новый навык, умение. Необходимо помнить, что из услышанного усваивается только 5 % информации.
          Беседа предполагает, что ведущий задает участникам вопросы, а не просто излагает информацию. Таким образом, свой рассказ ведущий строит на встроеноответном методе: вопрос ведущего - ответ слушателей - комментарии и корректировка ве¬дущего. Это поз-воляет сделать процесс информирования преемственным опирающимся на имеющиеся знания слушателей, но изучаемому вопросу. Кроме того, комментарии ведущего позволя-ют удерживать внимание слушателей, тем самым процент усвоения информации при ис-пользовании этого метода повышается.
Чтение - хорошо забытое многими молодыми людьми занятие. Может происхо-дить в одиночку или в компании, но не позволяет достичь глубокого усвоения информа-ции. Можно прочитать о том, как преодолевать стресс, но не суметь этим методом вос-пользоваться. Необходимую на занятии информацию лучше размещать на карточках для индивидуальной или групповой работы.
Аудиовизуальные средства. Люди любят смотреть кино, слушать радио. Поэтому просмотр или прослушивание интересного материала - замечательный способ для эмоци-онального переживания информации. Чтобы повысить степень усвоения, нужно обяза-тельно подготовить вопросы, обсудить просмотренный фильм. Видеоматериалы (фильмы, мультфильмы) программы «Здоровое будущее детей» используются как стимул для дис-куссий и упражнений.
Использование наглядных пособий. Применение наглядных пособий помогает участникам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязанием и обонянием. Наглядные пособия для занятий могут быть самого раз-ного рода: диаграммы, слайды, макеты, модели, раздаточный материал, буклеты, плакаты.
«Фокус-группа» - это форма рассчитана на работу с группами. Она дает возможность исследовать мнения, настроения, установки участников, степень понимания проблемы и пути ее решения. Результаты таких исследований важны для ведущего. Но в та-кой же мере они важны и для самих участников, потому что позволяют им прояснить свои мнения и суждения, их причины, а также понять других.
Дискуссия - эта форма рассчитана на работу с группами (учащиеся одного класса). Дискуссия возникает тогда, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме на основании своих знаний и опыта. Это обмен мнениями. Часто дискуссия принимает острый характер (когда заявляемая проблема касается жизненных принципов и личных переживаний участников), и стороны не достигают единоду¬шия. Но такая дискуссия может подвигнуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. У подростков эти споры проходят более жарко, чем у взрослых, но и свое мнение они меняют более легко. Чтобы спор не вышел за пределы тренинга, ведущему нужно подытожить рассуждения всех сторон и обсудить сходство и различие позиций.
С правилами дискуссии знакомит ведущий. Желательно написать правила па доске или отпечатать на листе бумаги крупными буквами так, чтобы видели все участники.
           Мозговой штурм - это форма группового мышления и эффективный способ решения проблем. Может проводиться и в малых, и в больших группах. Этот метод хорош тем, что помогает демократично и ненавязчиво обсуждать многие проблемы. Он также помогает определить уровень знаний и основные направления интересов участников группы. Собранная информация может служить основой для более глубокой содержательной ра-боты и дискуссий. Если дискуссия отвечает на вопросы: Что происходит? Почему? За-чем?, то мозговой штурм дает возможность ответить па вопросы: Что именно делать? Как? Когда? Кто? Цель - выдвинуть как можно больше идей в ограниченный интервал времени, спланировать их осуществление.
Ролевые игры представляют собой небольшие, произвольного характера сценки, отражающие варианты жизненных ситуаций, в которых участники играют роль какого-то персонажа. Люди меньше смущаются, когда нужно высказаться по тем или иным вопро-сам или выразить свои чувства от лица выдуманного героя. Полезная сторона ролевой игры - тренировка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники. Например, неплохо попробовать обыграть вариант, когда компания «друзей» уговаривает попробовать наркотик. Подготовка молодых людей к встрече с подобной ситуацией в жизни позволит им заранее обрести ряд навыков, помочь ответить отказом на реально опасное предложение.
Обучение других - это эффективная форма обучения, позволяющая усвоить мак-симум знаний и навыков. Именно такая форма обучения в большей мере формирует мировоззрение и приверженности обучающегося. Обучение других - самая активная форма передачи и усвоения знаний, навыков, умений, потому что транслируется и сам механизм «передачи усвоения».

 

Copyright MyCorp © 2021
Поиск
 
Избранное
Сведения об ОО
МИНПРОС РФ
Классному руководителю
ПИТАНИЕ
Обучение
Сетевой Город. Образование
ДО Ямальский район
Доступ к ЦОР




Государственные услуги














 

Архив записей
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0