Суббота, 06.03.2021, 10:35
   Панаевская школа-интернат
        Официальный сайт. Наш адрес: 629707, ЯНАО, Ямальский р-н, с. Панаевск, ул. Обская, д. 6.
        Тел/факс: +7(34996) 21137, email: 89096ps@mail.ru

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа



Календарь
«  Март 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031


 О практике по популяризации государственных символов РФ

Главная >> Воспитательная работа >> Статьи, разработки, опыт >> О практике по популяризации государственных символов РФ


О лучшей практике по популяризации государственных символов Российской Федерации через урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.

Работа по ознакомлению обучающихся, воспитанников школы-интерната с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации требует высочайшего профессионального мастерства и педагогического такта. Позитивный опыт систематического проведения такого вида работы уже накоплен педагогами Панаевской школы-интерната.
 Формирование у обучающихся понимания сущности и значения государственных символов Российской Федерации, воспитание уважения к ним складывается на:
уроках, элективных курсах, классных часах, часах общения, факультативных занятиях, во внеклассной работе, в системе дополнительного образования детей, а также в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России.
Воспитательная работа с государственной символикой основывается на учете возрастных особенностей детей, а также на понимании роли различных условных образных обозначений в воспитании и обучении детей и молодежи.
 Воспитывая уважение у детей и подростков к государственной символике России, нельзя не учитывать и визуально-зрительный аспект восприятия. У обучающихся, воспитанников школы-интерната представления о государственных символах России начинают формироваться преимущественно на эмоциональной основе. Каждый элемент государственных символов несет большую смысловую нагрузку. Педагоги обращают внимание детей на то, что государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни. Так в рекреациях школы и спальных корпусах интерната оформлены специальные стенды с изображением государственных символов России, ЯНАО и  Ямальского района.
 Знаковой традицией новой демократической России стало то, что учебный год принято начинать с урока о государственной символике страны. Формирование уважения к символам государства является важной составной частью воспитания гражданина России. Поэтому 1 сентября – День знаний обычно посвящен государственной символике России и ЯНАО. На этих уроках формируются системные представления детей о гербе, флаге и гимне РФ и округа, воспитывается чувство любви к родному Отечеству, формируется активная позиция гражданина России, формируется устойчивое, уважительное отношение к родной стране и ее государственным символам. Государственные символы отражают историю народа, его надежды и устремления в будущее. Они показывают его национальный характер. Если всё это в них есть, то им предстоит долгая жизнь.
Юному гражданину России очень важно хорошо знать историческую и современную символику государства. Это непременное условие его социального и личностного становления, которое невозможно без гражданственной составляющей. Кроме того, знакомство с символами государства подводит обучающихся, воспитанников к тому, что к существовавшим и существующим символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности.
 Формирование у обучающихся, воспитанников школы-интерната понимания роли и значения государственных символов России, прививание любви и уважения к гербу, флагу, гимну должно целенаправленно осуществляться и на уроках, и во внеклассной воспитательной работе, и в системе дополнительного образования детей. Мы полагаем, что только на системно-целостной основе можно создать единое пространство педагогически скоординированных воспитательных действий.
Классные руководители и воспитатели имеют большие возможности органического соединения урочной и внеурочной работы. Изученные на уроках элементы символики становятся в дальнейшем объектом бесед на классных часах, часах общения, используются при проведении внешкольных мероприятий, досуга, в игровой деятельности младших школьников или подготовке презентаций и конкурсных работ при проведении общешкольных проектов.
Изучение символов России и ЯНАО на внеклассных мероприятиях дает возможность наполнить конкретным содержанием понятия о символах государства, их роли и значении в жизни каждого человека, и на конкретных делах выразить свою любовь и уважение к ее истории, народу, ее культуре.
Кроме того, обучающиеся 9-11 классов на уроках литературы писали сочинение на тему «Я - россиянин», что способствовало их осознанию чувства патриотизма и ответственности за будущее Родины. Они мечтали о своей будущей профессии и размышляли о том, что можно изменить в нашей стране, используя свои знания и свой потенциал.
Углубленному пониманию государственных символов в школе-интернате способствуют уроки истории, обществознания и литературы. Это самый важный компонент системы воспитательной работы, заслуживающий, вне всякого сомнения, самостоятельного анализа.
На уроках истории и обществознания изучаются следующие темы: «О чем рассказывает наш герб», «Цвета нашего флага», «Как слушают и поют гимн» в 5-6 классах и «Гражданин России», «Российская символика» т.п. в 7-11 классах. Уроки обществознания проводятся в музейном зале, где имеется оформленный стенд с государственными символами России, ЯНАО и Ямальского района, а также на стенде представлены Президент РФ, Губернатор ЯНАО и Глава Ямальского района.
Одной из форм воспитательной работы педагогов школы-интерната являются классные часы в коллективах класса и часы общения в группах-семьях интерната.  В 2014-2015 учебном году в 5-8 классах провели тематические часы по темам «История гимнов Российского государства», «Гимн Российской Федерации и основы конституционного строя России», «Двуглавый орел в символике Византии и России», «Государственная символика РФ и ЯНАО».  В работе со старшеклассниками углубляются политические смыслы, заложенные в государственных символах России, подчеркивается историческая преемственность этой символики.
Дальнейшее осмысление политической и нравственной сути символов Российского государства требует расширения и углубления представлений обучающихся об их гражданских обязанностях. В школе-интернате  проведены воспитательные мероприятия, нацеленные на формирование патриотизма и гражданственности, изучение государственных символов:
-    классные часы «Наш флаг», «Что мы знаем о своей стране» - 1 классы – 61 обучающийся;
-     викторина «Символы России» - 2-4 классы, 127 обучающихся;
-    часы общения «Наша Родина», «12 декабря – день Конституции РФ» 3-4 классы, 83 обучающихся;
-    заочное путешествие «Конституция России», «История Гимна России», разучивание гимна – 5-6 классы, 71 обучающихся;
-    круглый стол «Гражданином быть обязан», «Символы РФ» - 6 классы, 32 обучающихся;
-    игровая программа «Символика ЯНАО» - 7 классы, 43 обучающихся;
-    устный журнал «Конституция моей страны», «Герб и флаг ЯНАО» - 8 классы, 35 обучающихся, воспитанников;
-    конференция «Символы России и ЯНАО» - 9-11 классы, 55 обучающихся.
Особая роль в организации работы по изучению государственной символики России принадлежит библиотеке школы-интерната. Она помогает педагогам, обучающимся, воспитанникам, родителям в организации и обеспечении воспитательной деятельности образовательной организации с использованием государственной символики – подборе литературы и публикаций из периодической печати по разъяснению государственной символики нашей страны и основаниям ее почитания в обществе, показу образцов, примеров отношения к государственной символике из истории и современной жизни, художественной, документальной и публицистической литературы.
В школьной библиотеке создана постоянно действующая выставка «На Ямале мы живем», раскрывающая символику нашего округа, ее историю, культуру, красоту этого удивительного уголка России. В библиотеке подготовлены рекомендательные списки литературы о символах государства, регулярно проводятся тематические уроки. В начальной школе проводятся конкурсы рассказов и рисунков по темам, связанным с государственными символами России, историей их появления. Немаловажное значение имеют многочисленные беседы, посвященные таким темам, как "О чем рассказывает наш герб", "Здравствуй, моя страна", "Мы - граждане России".
На библиотечных уроках проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, тематически связанные с государственными символами России: «Русь, Россия, Родина», «Символы России, ЯНАО», используя при этом презентацию и фонозаписи, подготовленные библиотекарем школы-интерната.
 В библиотеке школы-интерната была подобрана выставка «Как многогранна ты, Россия» о символах государства, ее истории, людях, прославивших нашу страну и милых сердцу каждого россиянина символах, олицетворяющих нашу Родину.
При проведении различных мероприятий, связанных с символикой России и ЯНАО, в библиотеке школы-интерната можно найти списки рекомендуемой литературы по данной тематике, готовые разработки уроков, бесед, классных часов для всех возрастных групп обучающихся, а также диски по символике и истории России, плакаты, иллюстрации и другие вспомогательные материалы.  Воспитание уважения к государственным символам Российской Федерации, повышение их роли в патриотическом и гражданском воспитании обучающихся, воспитанников школы-интерната являются неотъемлемой частью воспитательной деятельности библиотеки школы-интерната.
 Формируя и укрепляя у детей чувство уважения к символам государства, государственная символика обязательно используется на районных спортивных соревнованиях. Так как России нужны не только умные, но и здоровые граждане, в школе-интернате проводятся различные акции и состязания. Пониманию роли государственных символов России, их исторической преемственности способствует участие обучающихся в краеведческой деятельности, программах и конкурсах, Всероссийской акции «Я – гражданин России».
Члены военно-патриотического клуба «Витязь» под руководством Сычёва Руслана Юрьевича на занятиях изучают символику России, Ямало-Ненецкого автономного округа, Ямальского района. Изучение исторических, политических, художественных и других аспектов государственных символов России происходит в процессе учебно-исследовательской деятельности обучающихся и определяет тематику детских реферативных и исследовательских работ. Ребята из ВПК «Витязь» с большим энтузиазмом  включились в работу в  общественный проект «Долг Памяти» по приведению в порядок мемориалов и захоронений Великой Отечественной войны 1941-1945гг., направленных на воспитание стремления к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия члены. Воспитанники военно-патриотического клуба «Витязь» в течение года ухаживали за памятником, следили за чистотой и порядком.  В дни Воинской Славы члены ВПК «Витязь» возлагают венки к памятнику и несут почетный караул c чувством искреннего уважения к солдатам, ценой собственной  жизни отстоявшим мир. В марте месяце они изготовили копии Знамени Победы, которую пронесли 9 мая с чувством гордости и радости по улицам села, а также участвовали в акции «Часовой у Знамени Победы».   
Раскрытию сущности государственных символов способствуют не только уроки истории, обществознания, но и музыки, а также английского и родного (ненецкого) языков.
В начальной школе на уроках музыки ребята знакомятся с символикой России, организуется коллективное прослушивание гимна Российской Федерации. Его предваряет беседа учителя о гимне как одном из важнейших государственных символов России, истории его создания. С помощью педагога дети определяют характер музыки гимна как величавой, торжественной. Учитель объясняет, что гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Дети прослушивают гимн стоя, как это принято при его официальном исполнении в обществе. Начиная с 5-го класса обучающиеся исполняют гимны России под руководством Емельяновой И.П., учителя музыки.
Изучение исторических, политических, художественных и других аспектов государственных символов России происходит в процессе учебно-исследовательской деятельности обучающихся и определяет тематику детских реферативных и исследовательских работ.
В начальной школе проводятся разнообразные конкурсы рассказов, стихов, рисунков на темы, связанные с государственными символами и историей их появления.
В старших классах обучающиеся, воспитанники школы-интерната  участвуют в различных научных конференциях, где представляют свои исследовательские работы сравнивая символику, историю, быт, этикет англо-говорящих стран, России и ЯНАО.
Работа по изучению государственных символов планируется и в следующем учебном году: запускается  общешкольный творческий проект «Символы милой сердцу России». Каждый класс, группа-семья должны будут подготовить один из символов страны в виде панно, используя разные стили и методики исполнения. Творческие работы будут оформлены в музейном зале, классных кабинетах, спальных корпусах интерната  и библиотеке. Лучшие работы будут отмечены грамотами и дипломами.
 

Андреева Л.А., заместитель директора по воспитательной работе в интернате.

Опубликовано: 01.06.2015 г.

 

Copyright MyCorp © 2021
Поиск
 
Избранное
Сведения об ОО
МИНПРОС РФ
Классному руководителю
ПИТАНИЕ
Обучение
Сетевой Город. Образование
ДО Ямальский район
Доступ к ЦОР




Государственные услуги














 

Архив записей
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0