Суббота, 06.03.2021, 10:34
   Панаевская школа-интернат
        Официальный сайт. Наш адрес: 629707, ЯНАО, Ямальский р-н, с. Панаевск, ул. Обская, д. 6.
        Тел/факс: +7(34996) 21137, email: 89096ps@mail.ru

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа



Календарь
«  Март 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031


 Формула выбора профессии

Главная >> Страница психолога >> Родителям >> Формула выбора профессии


Формула выбора профессии
Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других» видах деятельности. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий.
Около 80% обладателей дипломов о профессиональном образовании работают не по специальности, указанной в дипломе, а 42% «изменяют» своей профессии уже в первые два года после окончания учебного заведения. 40% студентов 2-3 курса уверены, что им понадобится второе высшее образование. 70 - 75 % выпускников педвузов, более 50% выпускников медицинских и инженерных вузов, более 60% выпускников аграрных вузов сейчас не идут работать по специальности.
88% граждан России имеют твердую установку, что их дети должны получить высшее образование, а 20% студентов вуза согласны на получение высшего образования без освоения необходимых профессиональных навыков.
Верхние строчки рейтинга, как и раньше, занимают профессии юриста, экономиста, менеджера, программиста. Список профессий, которые выбирают выпускники школ, очень беден, а сам выбор нельзя назвать осознанным.
Ребенок нуждается в вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.
Новая формула выбора профессии.
Ваш выбор: МОГУ+ХОЧУ+НАДО. В таком выборе должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо. «Хочу» - это желания, интересы, склонности личности. «Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности). «Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми,  семьёй и т. д.
В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
•    социальный заказ, положение на рынке труда;
•    уровень материального обеспечения семьи;
•    возможности получения помощи в обучении;
•    условия оплаты труда в данной сфере;
•    местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).
Вторая часть задачи - выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок, определить её тип, класс, отдел («Я-хочу»). Следует ознакомиться с профессиограммой выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.
И третья часть выбора - учесть возможности ребенка («Я-могу»):
•    интересы, склонности;
•    успехи в учёбе и потенциальные способности;
•    свои сильные и слабые стороны;
•    состояние здоровья.
Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Я-хочу»: оно должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо». Рисунок иллюстрирует ситуацию: оптимальный выбор должен быть заключён в площади перекрытия всех трёх факторов.
ХОЧУ. Что это значит? Интересы, склонности, желания, мечты.
Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности.
Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью.
Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие.
Интерес – хочу знать
Склонность – хочу сделать
От склонностей зависит привлекательность различных профессий, интерес к ним.
МОГУ. Это наши способности. Способности – это возможность достижения высокого уровня мастерства в том или ином деле. Различают общие и специальные способности. Общие способности необходимы для широкого круга знаний. Это трудолюбие, внимательность, память, сообразительность, свойства темперамента, целеустремленность.
Специальные способности – это качества, которые обеспечивают успех в узком виде деятельности. Это зрительная память, музыкальный слух, понимание людей, чувствительность рук.
Способности проявляются только в деятельности. Деятельность не может успешно осуществляться без наличия способностей.
НАДО – это потребности рынка труда. Это востребованность тех или иных профессий в мире, в стране, в регионе, городе. Это ориентация в мире новых профессий.
С востребованными профессиями в Ямало-Ненецком Автономном Округе  можно ознакомиться на сайте Департамента занятости населения ЯНАО http://www.zanyanao.ru.

Правила выбора профессии
1.    Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете
2.    С помощью учителей и других специалистов изучить ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию
3.    Подробно изучить эту профессию, ознакомиться с профессиограммой, уточнить формулу профессии, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста
4.    Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии
5.    Сравнить полученные знания о профессии с его профессиональными возможностями, посоветоваться с другими родителями, учителями, врачами.
6.    При соответствии своих профессиональных возможностей требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению
7.    При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант
8.    Выбрав для себя будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве
Выбор профессии - это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение задачи, причём задачи со многими неизвестными, а иногда - приближёнными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьёзнее вы относитесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигнете цели.
Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается :
•    на знаниях о мире профессий;
•    знаниях о выбираемой конкретной профессии;
•    изучении своих интересов;
•    изучении своих способностей;
•    знании своих сильных и слабых качеств;
•    состоянии своего здоровья;
•    учёте материальных условий семьи;
•    учёте ситуации на рынке труда.
Профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс. Вашему профессиональному самоопределению помогают изучение основ наук, внеурочная деятельность, трудовое и производственное обучение. Но окончательное решение предстоит принять вам самим. Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают - в третьей. И это часто следствие ошибочных действий по профессиональному самоопределению.
Рекомендации по выбору профессии детьми:
•    Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
•    Осознайте ценность выбора вашего ребенка(для себя и для общества), изучайте профессию и всё, что с ней связано.
•    Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
•    Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
•    Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
•    Помогите ему построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.
•    Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
•    Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
•    Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
•    Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
•    Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
•    Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.
•    Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
•    Родителям необходимо учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и на сколько такое влияние оказывается положительным

 

Copyright MyCorp © 2021
Поиск
 
Избранное
Сведения об ОО
МИНПРОС РФ
Классному руководителю
ПИТАНИЕ
Обучение
Сетевой Город. Образование
ДО Ямальский район
Доступ к ЦОР




Государственные услуги














 

Архив записей
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0